КАЗАХСТАНСКИМ IT-КОМПАНИЯМ ПОМОГУТ ВЫЙТИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК
В стране планируют запустить программу поддержки успешных отечественных компаний в сфере IT. Помощь от государства получат 35 чемпионов, которые соответствуют всем критериям отбора. Список будет обновляться каждый год, стимулируя компании, не прошедшие конкурс ранее. Директор Департамента развития отрасли ИКТ АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» Максатбек Туран рассказал нам подробнее о проводимой работе.
– Максатбек, расскажите, как вы приняли решение о помощи успешным IT-компаниям в продвижении?
– Сейчас государство ставит перед собой задачу диверсификации экономики, мы отходим от сырьевой зависимости и направляем силы на создание и продвижение новых, перспективных отраслей. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК, а также мы, АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» видим большие перспективы именно в IT и хотим увеличить долю IT-рынка в ВВП Казахстана. Единственный эффективный способ достичь этого – выйти за пределы страны. Потому что наш IT-рынок ограничен, на данный момент он составляет более 2 млрд. долларов (по данным IDC). Изучив отечественные разработки, мы поняли, что у наших компаний есть большой потенциал на международном рынке.
– Сколько в среднем IT-чемпионы существуют на рынке Казахстана?
– Средняя продолжительность их работы на отечественном рынке составляет около 10 лет. Они понимают, что внутри страны им тесно, и самостоятельно предпринимают шаги по выходу на международного потребителя. На сегодняшний день страна получает от экспорта IT-услуг порядка 20 млн долларов. Примечательно, что значительный вклад вносят отобранные нами чемпионы. Это похвально, что компании без участия государства продвигаются вперед. Но потенциальным заказчикам в других странах всегда важен референс, и когда с ними беседуют просто представители компании, могут возникнуть некие сомнения. Если же инициатива исходит от государства, в лице правительства, это дает гарантии качества, что увеличивает шансы в несколько раз.
– На что вы обращали внимание, когда формировали список лучших?
– Прежде всего мы изучили международный опыт, посмотрели на аналогичные программы в развитых странах в сфере IT. Мы понаблюдали, на чем они фокусируются при оценке инновационного потенциала. На основании изученного опыта сформировали 12 критериев. Среди основных – не менее трех лет на рынке Казахстана, выплата налогов не менее 50 млн тенге в год, годовая выручка должна быть более 200 тыс. МРП. Огромное значение имеет наличие экспортного потенциала либо планов. Потому что есть довольно крупные компании, но при этом они чувствуют себя комфортно на внутреннем рынке, и выходить за его пределы пока не планируют.
– Скажите, а в каких случаях компании могут вылететь из этого списка?
– Планируемая программа станет постоянным инструментом поддержки. Список компаний ежегодно будет обновляться, их там может быть 20, может быть и 50. Важно, понимать, что государство заинтересовано в увеличении количества крупных, стабильных компаний, чтобы они вносили вклад в экономику. Если будут нарушаться те критерии, которые я перечислил, мы вынуждены будем исключить компанию. Кроме того, если ее репутация на внутреннем рынке пострадала, мы не будем содействовать в продвижении на международный.
– Какие основные меры финансовой и нефинансовой поддержки планируется оказывать?
– У многих компаний есть перспективные инновационные проекты, которым нужны лишь смарт-инвестиции. Мы планируем помогать им привлекать такую помощь как через национальные компании, так и собственными силами путем переговоров. Помимо того, что иностранные инвесторы вложат свои средства в продукты, они помогут нашим ребятам развить и продвинуть их на международном рынке. Планируем организовать роуд-тур по странам во главе с министром Аскаром Жумагалиевым. Подобный опыт у нас уже был, в прошлом году ездили в Узбекистан, Кыргызстан, Россию. Там IT-компании смогли заключить коммерческие контракты, поэтому мы считаем данный подход весьма перспективным. Также мы сейчас подбираем акселерационную программу для наших чемпионов на базе Astana Hub. Только в отличии от стартап-направлений будет осуществлен не общий подход, а индивидуальный.
– Максатбек, скажите, на рынки каких стран вы держите ориентир?
– Конечно, лидирующие позиции среди стран-инвесторов в мире занимают США, Япония, Китай, Великобритания. Однако, также нужно исходить и из личных целей компаний. Например, компания Asia soft работает на рынке Кыргызстана, Platonus в Узбекистане, или Documentolog открыло свое представительство в ОАЭ. Есть компании, которые смотрят в сторону Юго-Восточной Азии, на такие страны как Индонезия, Малайзия. В этих регионах есть спрос на продукты в сфере финансовых технологий, безопасности, интернета вещей.
– Как вы считаете, какими фишками можно заинтересовать зарубежных заказчиков?
– Откровенно говоря, мы понимаем, что никто нас не ждет на международном рынке, и не будет встречать с распростертыми объятиями. Поэтому для того, чтобы действительно привлечь новых заказчиков, продукты должны быть реализованы качественно, иметь существенное отличие от аналогичных решений, а также быть более привлекательными в цене. К примеру, компания Prime source, оказывающая услуги финансовым организациям, в частности банкам, ведет коммерческую деятельность в России. Недавно их решениями заинтересовались американские банки. А все потому, что их разработки – ноу-хау в этой сфере.
– Какая работа с компаниями проводится на данный момент?
– Сейчас руководство холдинга «Зерде» и Министерство цифрового развития проводят индивидуальные встречи с представителями IT-компаний. Обсуждаем планы, ставим цели, выявляем проблемы, которые нужно устранить. Также большое внимание уделяем отбору их IT-решений. У компании может быть 5-10 продуктов, но потенциал имеют, например, только два, на них мы и будем делать упор. В ходе работы выяснилось, что некоторые компании имеют много общего, они могут дополнять друг друга. Поэтому, мы видим потенциал еще и в консорциумах при выходе на международный рынок.